Название «transfusion transmitted virus» - вирус, передающийся при переливании (TTV), указывает на его первоначальное выявление у больных именно с посттрансфузионным гепатитом. TTV относят к семейству Circoviridae. Вирион - частица без оболочки размером 30-50 нм, состоящая из одноцепочечной ДНК кольцевидной структуры, содержащей 3852 нуклеотида. Установлено наличие гипервариабельного и консервативного участков ДНК вируса.
Анализ нуклеотидных последовательностей изолятов TTV, полученных в различных регионах мира, позволил выявить генотипы (до 16) и несколько субтипов этого вируса. Взаимосвязь циркуляции определённого генотипа TTV с определённой территорией не выявлена. Наиболее часто выделяют генотипы Gla и Gib. У одного и того же пациента могут выявляться сразу несколько генотипов TTV, что связано либо с многократным инфицированием этим вирусом, либо с мутациями, происходящими в ДНК вируса.
Эпидемиология TTV-инфекции
TTV распространён повсеместно, но неравномерно. Распространённость среди населения европейских стран - 1,9-16,7%, в странах Азии - 11-42%. В США и Австралии частота выявления составляет 1-10,7% и 1,2% соответственно. Чаще всего TTV обнаруживается среди населения стран Африки (у 44-83% обследованных). Частота выявления TTV возрастает с увеличением возраста обследованных и, особенно, среди отдельных групп населения. Так, процент выявления ДНК TTV в крови доноров значительно выше, чем в популяции (Шотландия - 46%, Финляндия - 73%, Сингапур - 98%). К группе с повышенным риском заражения TTV относятся наркоманы, проститутки, гомосексуалисты; больные гемофилией и пациенты, находящиеся на хроническом гемодиализе, т.е. лица, имеющие повышенный риск инфицирования вирусами гепатитов с парентеральным и половым путями передачи возбудителя.
Несмотря на обнаружение TTV впервые у больных с парентеральным гепатитом, дальнейшие исследования показали, что TTV может передаваться и с помощью фекально-орального механизма. Было доказано наличие вируса в жёлчи, фекалиях, в том числе и одновременно с его нахождением в сыворотке крови. TTV обнаружен в крови некоторых сельскохозяйственных (быков, свиней, кур, овец) и домашних животных (собак, кошек). Тестирование на ДНК TTV молока животных дало положительные результаты. Наконец, в Китае была зарегистрирована вспышка острого гепатита с фекально-оральным механизмом передачи, в возникновении которой исключалась роль известных гепатотропных вирусов. В то же время у всех 16 пациентов, подвергшихся тестированию на ДНК TTV, она была обнаружена в крови, что позволило предположить этиологическую роль TTV в возникновении этой вспышки.
Полученные данные свидетельствуют о множественности механизмов передачи TTV. Сведения о восприимчивости к TTV отсутствуют.
Как установили Т. Nishizawa еt аl. (1997), а также Н. Оkamoto еt аl. (2000), ТТУ выявляется с большой частотой у больных хроническими гепатитами «ни А, ни G» (46%), у больных с гемофилией (68%), у наркоманов (40%), у больных на гемодиализе (46%), а также у доноров крови (12%).
Выявление ДНК ТТV в сыворотке крови у различных груш населения Японии (Оkamoto Н. и еt аl, 1998)
Группа
Число
обследо-ванных
Частота обнаружении ДНК TТ
Фулъминантный гепатит "ни А, ни G"
19
9 (47%)
Хронические заболевания печени «ни А, ни G»
90
41 (46%)
Хронический гепатит
32
15(48%)
Цирроз печени
40
19 (48%)
Гепатоцеллюляркая карцинома
18
7 (39%)
Гемофилия
28
19 (68%)
Наркоманы, употребляющие наркотические вещества в/в
35
14 (40%)
Пациенты на гемодиализе
57
26 (46%)
Доноры крови
290
34 (12%)
Заметны высокая частота обнаружения TTV (47%) у больных фульминантным гепатитом, с хроническими заболеваниями печени неустановленной этиологии и относительно низкая его выявляемость у доноров крови (12%). Этот факт может свидетельствовать в пользу гепатотропности TTV. Кроме того, есть косвенные доказательства возможной гепатотропности TTV: у больных постгтрансфузионным гепатитом в сыворотке крови и печени ДНК TTV обнаруживалась в одинаковой концентрации, а иногда концентрация ДНК TTV была выше в печени (Okamoto Н. et al.,1998),
Открытие TTV японскими учеными послужило основой для серии исследований в других странах. Прежде всего интересовало, насколько этот вирус причастен к поражению печени в других регионах мира.
Врачи из Лондонского института гепатологии (Naumov N. et al, 1998) обнаружили ДНК TTV у 18 из 72 пациентов (25%) с хроническими заболеваниями печени и у 3 из 30 здоровых людей (10%). При этом у большинства пациентов с хроническими заболеваниями печени и наличием TTV ДНК в сыворотке крови не выявлено существенных биохимических сдвигов и гистологических признаков значительного поражения печени. Генотипирование 9 изолятов показало наличие тех же генотипов, что и в Японии: 3 больных были инфицированы генотипом 1, который имел 4% вариабельность нуклеотидных последовательностей, а 6 - имели генотип 2 с 15-27% дивергенцией нуклеотидов.
Ученые из Эдинбургского университета (Simmonds P. et al., 1998) ТТ-виремию выявили лишь у 19 (1,9%) из 1000 добровольных регулярных доноров крови, причем TTV-инфекция отмечалась только у пожилых доноров (средний возраст - 53 года). Контаминация данным вирусом концентратов факторов свертывания крови оказалась высокой - 56% (10 из 18 образцов). Инфекция TTV верифицирована у 4 (19%) из 21 пациента с фульминантной печеночной недостаточностью неустановленной этиологии. причем в 3 из 4 случаев TTV был обнаружен в начале болезни, и, следовательно, его этиологическая роль в развитии тяжелого гепатита не может быть исключена.
По данным американских исследователей (Charlton М. et al., 1998), TTV-инфекция выявлена в 1% случаев у доноров крови (у 1 из 100), в 15 (у 5 из 33) - у больных криптогенным циррозом печени, в 27 (у 3 из 11) - у больных идиопатическим фульминантным гепатитом, в 18 (у 2 из 11) - у больных, получавших гемотрансфузии, и в 4% (у 1 из 25) - у больных без парентеральных манипуляций в анамнезе. Таким образом, наличие в анамнезе гемотрансфузий ассоциируется с высоким риском инфицирования TTV-инфекцией (относительный риск 4,5).
Доказано, что TTV может передаваться не только парентеральным путем, но и фекально-оральным (Okamoto Н. et al, 1998), а также воздушно-капельным и половым путем (Yzebe D, et al., 2002).
Патогенез TTV-инфекции
Экспериментальное заражение шимпанзе и мармазеток привело к появлению и последующему исчезновению ДНК TTV в сыворотке крови всех обезьян и не сопровождалось повышением активности АЛТ и ACT либо морфологическими изменениями, характерными для острого гепатита.
Документально подтверждены случаи появления у больных ДНК TTV, её персистенции и дальнейшего исчезновения. У больных с посттрансфузионным гепатитом ни А ни G рост и падение титров ТТ-вируса были связаны с увеличением и уменьшением активности АЛТ и ACT. При нормализации активности аминотрансфераз ТТ-вирус не обнаруживался. Косвенным подтверждением гепатотропности этого вируса является факт обнаружения ТТ-вируса в ткани печени в концентрациях, превышающих таковые в сыворотке крови в 10-100 раз. В то же время выявлено длительное персистирование ДНК TTV (в течение 22 лет) без биохимических и морфологических изменений функций и строения печени. Возможность интеграции ДНК TTV в геном гепатоцита в настоящее время отвергается. Вместе с тем отсутствует объяснение механизма, обеспечивающего длительное сохранение вируса в организме человека.
Симптомы TTV-инфекции
Высокая частота обнаружения TTV у больных с фульминантным гепатитом и циррозом печени неуточнённой этиологии (криптогенным) позволила первоначально предположить роль этого вируса в возникновении острого вирусного гепатита с тяжёлым течением и частым исходом в цирроз печени. Однако многочисленные дальнейшие исследования не выявили каких-либо клинических особенностей течения гепатита в зависимости от обнаружения TTV, поэтому этиологическая роль ТТ-вируса в развитии острого или хронического гепатита, цирроза и первичной гепатомы нуждается в дальнейшем изучении.
Имеются единичные описания симптомов острого, преимущественно посттрансфузионного гепатита TTV у взрослых пациентов. При этом инкубационный период варьирует от 6 до 12 нед. Заболевание начинается с повышения температуры тела, в основном в пределах 38 С, появления астенодиспептического синдрома, увеличения размеров печени и гиперферментемии - повышения активности АЛТ, ACT, ГГТП и др. (Kanda Т., 1999). В большинстве случаев острый гепатит TTV протекает в безжелтушной форме.
Значительно чаще отмечается коинфекция TTV-гепатита с другими вирусными гепатитами, нежели TT вирусная моноинфекция (Hayaski К. et al., 2000).
В доступной литературе нет публикаций относительно TTV-инфекции у детей.
Диагностика TTV-инфекции
Диагностика TTV-инфекции осуществляется на основании обнаружения в сыворотке крови (в печени) ДНК TTV с помощью ПЦР. Значимость антител к TТV не установлена.
Как предотвращается TTV-инфекция?
TTV-инфекция предотвращается так же, как другие вирусные гепатиты.