Хронический гепатит В (ХГВ) представляет собой одну из серьезных проблем здравоохранения. Целями лечения ХГВ являются достижение сероконверсии HBeAg/HBsAg, подавление репликации вируса (снижение уровня HBV ДНК), нормализация активности АЛТ, а также улучшение гистологической картины, что, в свою очередь, снижает риск формирования цирроза печени и гепатоцеллюлярной карциномы.
Доступная в настоящее время терапия ХГВ включает применение интерферонов-?, обладающих иммуномодулирующей и противовирусной активностью, и аналогов нуклеозидов (ламивудин, адефовир, энтекавир, телбивудин), оказывающих противовирусное действие.
Хорошо известно, что терапия интерферонами приводит к развитию гриппоподобного синдрома и гематологических осложнений за счет токсичного воздействия на костный мозг, что часто требует как снижения дозы, так и сокращения продолжительности терапии. Основными достоинствами аналогов нуклеозидов в отличие от интерферонов является возможность перорального приема, хорошая переносимость и небольшое число побочных эффектов, а также относительно невысокая стоимость. Кроме того, аналоги нуклеозидов могут использоваться у больных с фиброзом и циррозом печени.
Однако, известным недостатком аналогов нуклеозидов является развитие резистентности вирусов за счет мутаций гена ДНК-полимеразы (YMDD-мутации), следствием чего может быть не только снижение или утрата лечебного эффекта, но и появление лекарственно-устойчивых и вакцин-ускользающих штаммов HBV. Поэтому при обследовании больного ХГВ перед врачом стоят следующие задачи: определить показания для противовирусной терапии, а при их наличии - назначить препарат с максимальной противовирусной активностью, с одной стороны, и с лучшим профилем резистентности, с другой.
Среди аналогов нуклеозидов одним из самых перспективных для лечения ХГВ считается энтекавир (бараклюд), зарегистрированный в России в 2007 году. Препарат принимается 1 раз в день, суточная доза - 0,5 мг. Бараклюд отличает достоверно максимальная по сравнению с другими нуклеозидами противовирусная активность. Так, при применении бараклюда у НВеАg(+) больных в течение 96 недель отсутствие ДНК отмечено в 80%, сероконверсия НВеАg – в 31%, нормализация АЛТ - в 87% случаев. Терапия бараклюдом НВеАg(-) больных в течение 96 недель привела к авиремии в 80%, нормализации АЛТ в 89% случаев (Chang T. et al., 2006; Colonno R. et al., 2006; Shouval D. et al., 2006; Wilber R. et al., 2006).
Важнейшим преимуществом препарата Бараклюд является минимальная по сравнению с другими нуклеозидами возможность развития резистентности, а значит отсутствие рецидивов заболевания. Так, терапия ламивудином в течение первого года приводит к развитию устойчивых штаммов в 23%, а через 4 года – в 70% случаев; применение адефовира в 0% и 18% случаев соответственно, а энтекавира – в 0,4% и 0,8% случаев через 1 и 4 года соответственно (Colonno R. et al., 2007).
Еще одна из точек приложения препарата Бараклюд - возможность его применения при лечении больных, резистентных к лечению ламивудином. В этом случае суточная доза увеличивается в 2 раза и составляет 1 мг/сут.